Основные иконописные школы Древней Руси XIV-XVI века

Из истории.

  С крещением Руси в конце Х века приходят новые для нее виды живописи, вытесняя при этом старую культуру, которая была характерна для язычества. Тем самым образуя новую.

При изучении древних летописей, историками было установлено, что с началом новой культуры для украшения храмов приглашали мастеров из Византии и Греции. Греческие сюжеты отличаются своими полными величия и значимости ликами на фрагментах росписи. Византийские же мастера отличаются своей уже давно сложившейся иконографией и системой расположения сюжетов в интерьере храма. К XII веку дорогая и трудоемкая мозаика полностью вытесняется фреской. Постепенно усиливаются славянские традиции в написании лиц, костюмах, а так же исчезают полутона и светлеют краски.

Произведения ранних мастеров до монголо-татарского нашествия на Русь служили в качестве образцов для местных школ и мастеров, которые были образованны во многих княжествах в период феодальной раздробленности. Нашествие монголо-татарского ига, приведший к утрате многих секретов мастерства, не сломил творческое начало Древней Руси. До наших времен наиболее полно сохранились памятники новгородской живописи ХI-XII века. Такие, как, «Святой Георгий», которая находится в Оружейной палате Московского кремля.  А так же двусторонняя икона с изображениями Нерукотворного Спаса и Поклонения кресту, конца XII века, которая хранится в Третьяковской галерее. В таких иконах прослеживается влияние византийского искусства.

 

Теперь давайте рассмотрим основные иконописные школы Древней Руси.

 

Владимирско-суздальская школа  иконописи.

  Иконы Владимирско-суздальской школы отличаются мягкостью письма и тонкой гармонией красок. Памятники Владимирско-суздальской школы XIV-XV века стали одним из главных источников для появления и дальнейшего развития московской школы иконописи.

 

Московская школа иконописи.

  Московская школа иконописи возникла в XIV — XV веке на основе иконописи Владимиро-Суздальской Руси. Современные историки и искусствоведы изучают древнюю живопись Владимиро-Суздальской Руси по остаткам фресок Переславля-Залесского и по единичным экземплярам икон, дошедшим до наших дней, которые относятся к еще домонгольскому периоду. Иконы отличаются мягкостью письма и утонченной гармонией колорита. А так же своей четкой «математичностью» линий абриса.

 

Псковская школа иконописи.

  Псков был древним городом, центром земли северных кривичей. Пскову, как и Новгороду, удалось избежать татарского ига, что и способствовало сохранению древнерусских памятников культуры и ее расцвету XIII-XV века дошедших до наших дней.

Основной чертой Псковских икон является драматизм, утяжеленность фигур, любовь к декоративной отделке, сочность письма, преобладание красно-коричневого цвета и особого оттенка темно-зеленого, а так же общая эмоциональность персонажей.

 

Строгановская школа иконописи.

  Название «Строгановская школа» возникло у искусствоведов и историков из-за частого употребления фамилии сольвычегодских купцов Строгановых на обратной стороне икон этой школы, но авторами большинства произведений Строгановской школы были Московские царские иконописцы, которые выполняли заказы Строгановых — ценителей тонкого мастерства. Для икон Строгановской иконописной школы характерны небольшие размеры, миниатюрность письма, присутствие сочной, плотной, построенной на полутонах цветовой гаммы, с широким применением золота и серебра.

 

Тверская школа иконописи.

  Тверская школа иконописи появилась в XIII-XIV веке. Для икон этой школы характерны суровая выразительность образа, напряженность и экспрессия цветовых отношений, а так же подчеркнутая линейность письма.

 

Новгородская школа иконописи.

  Новгородская станковая живопись берет свое начало еще в XI веке, но расцвет падает на XII- XV века, после чего начинается ее медленное угасание.  Иконы Новгородской школы отличаются импульсивностью образа, достигнутым совсем особым цветовым строем, ярким и звонким. Как правило, Новгородские иконописцы предпочитают изображать почитаемых местных святых (Флора и Лавра, Илью, Анастасию и других), которых они наиболее почитают.

Автор статьи: «Антикварная Лавка POGORELOV».

E-mail для связи с автором: infopogorelov@yandex.ru ✔

Читайте также:

Статью «Оценка состояния предметов нумизматики» ✔

Авторские права защищены — полное или частичное использование запрещено и охраняется законом.

Использование материала разрешено только со ссылкой (гл. 70, часть 4, ГК РФ)!

Приглашаем к сотрудничеству авторов!

Наши контакты для связи:

E-mail: infopogorelov@yandex.ru ✔

Заказать звонок
+
Жду звонка!